• +7 (47396) 7-02-14
Нижний Карабут, Школьная ул, 2

Школьный музей

 

Фотогалереея музея

 

Пояснительная записка.

    Программа кружка «Исток» краеведческой и литературной направленности разработана на основе авторской программы Болотиной Л.А. «Программы для учреждений дополнительного образования детей» выпуск 4-М… ГОУ ЦРСДОД, 2002 г. Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, сбор информации о поэтах -земляках, поэтах – любителях, оформление и пополнение экспозиций о жизнедеятельности  В.Будакова, Т.Миненковой, А.Матющенко, истории комсомола и пионерии, о династиях учителей, об историях земляков -ветеранах ВОВ и ветеранах труда     Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. «Есть святыни, которые ни с чем невозможно ни сопоставить, ни сравнить. Это – Родина, Отечество, сыновняя верность, преданность земле, где ты родился и осмыслил себя»,- писал выдающийся русский педагог В. А. Сухомлинский.

Родина – понятие, вбирающее в себя прошлое, настоящее и будущее народа, его материальные, культурные и духовные ценности. Учитывая огромные воспитательные возможности опыта многих поколений, учителя могут извлечь из него самое существенное и целенаправленно использовать для формирования духовного облика подрастающего поколения. Неслучайно, одной из основных задач гуманитарного образования в современной школе является воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего большую и малую родину, свой народ, язык, культуру, вместе с тем уважающего культуру других народов. Учитель - словесник располагает огромными возможностями в деле воспитания бережного отношения к родному краю.

Изучение краеведческого материала способствует приближению учащихся к пониманию связи с родной землей, с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Эта работа дает возможность ввести детей в сложный и многообразный мир, ощутить им себя частичкой общества, почувствовать свои корни.

Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, об удивительных и талантливых творческих людях, увидеть значимость всего в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

   Данная программа является наиболее актуальной,  потому что  изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, а это  имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в литературно - краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

   Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран литературно - краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры, книги) ведётся летопись села и школы, создан музей.

 

Цель:  воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села Нижний Карабут средствами музейной педагогики.

Задачи:

1. Образовательные:

  • овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села, поэтах-земляках.

2. Развивающие:

  • развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;
  • овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея и творческих работ.

3. Воспитательные:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия проводятся в школьном литературном музее.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Использование экспонатов и документального материала, собранных кружковцами на уроках и во внеклассной работе.

Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 11-14 лет.

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение школьного литературного музея:

  • экспозиций –1; 
  • стеллажи – 2;
  • стенды – 7;
  • компьютер-1;

 

Место и время работы:

Занятия кружка проходят в МКОУ Нижнекрабутская ООШ в соответствии с установленным расписанием. При необходимости темы, место и время занятия переносится на более удобное время.  Место проведения занятия  - музей, улицы и окрестности с. Нижний Карабут

Представленные материалы кружка могут пользоваться и  другими педагогами школы для проведения тематических классных часов, урока-мужества и т.д.

Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является индивидуальная и групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивной будет работа в подгруппах.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность».

 

Режим занятий.

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 часа

1 раз

2часа

70 часов

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: историю своего края, села Нижний Карабут, своей школы.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с историческими источниками;
  • уметь  брать интервью;
  • проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;
  • оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах;
  • уметь представлять свою исследовательскую работу.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных литературно - краеведческих чтениях, конкурсах, конференциях.

Социальные функции школьного музея             

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к мало родине.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.

Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.

Принципы работы школьного музея

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

Использование в учебно-воспитательном  процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.

Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

 

Формы работы в школьном музее

Учебная работа:                                                             Воспитательная работа:

- практическая работа на местности;                            - кружки, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии вне  музея;                                    - туристические поездки;

- уроки в музее;                                                          - встречи, читательские конференции

- экскурсии в музее;                                                        вне музея;

- самостоятельное изучение.                                          - встречи, сборы, собрания;

                                                                                      - экскурсии, встречи в музее

 

Основные направления деятельности школьного музея:

Организационно-методическая работа

п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1.

Организация работы Совета музея

в течение года

Красавцева И.П.

2.

Организация работы экскурсоводов музея

сентябрь-май

Красавцева И.П.

3.

Утверждение и корректировка плана музея на год

сентябрь

Красавцева И.П.

4

Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею

сентябрь-октябрь

Актив

5

Подготовка к научно-исследовательской деятельности и разработка тем: «Учительские династии нашего села», «Директора Нижнекарабутской школы». 

в течение года

Актив

6

 

Разработка плана мероприятий, посвященных   освобождению села от немецко-фашистских захватчиков.

 

 1  сентября

 Январь

Красавцева И.П.

Актив музея

8

Организация работы по дополнению экспозиций музея

сентябрь-май

Красавцева И.П.актив

9

Организация и планирование работы с фондами музея

сентябрь

Красавцева И.П.актив

10

Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей (для учащихся начальной

школы)

сентябрь

Красавцева И.П.актив

 

11

Подведение итогов, награждение лучших учащихся школы, принявших активное участие в работе музея. 

май

Администрация школы

12

Разработка и составление плана работы музея на следующий год

май

Лазуткина Т. В.,

актив

 

Экскурсионная работа:

 

п/п

Мероприятие

Сроки выполнения

Ответственные

1.

2

3

4

5

6

Обзорные и тематические экскурсии по музею:

«Знакомство с музеем» (для 1-2 КЛАССОВ)

 «История Нижнекарабутской ООШ»;

«Учительские династии нашего села»;

«Наши земляки-участники Великой отечественной войны»

«Наши земляки-участники войны в Афганистане»

сентябрь

в течение года

 

февраль

февраль

Красавцева Ин.П.

актив

 

 

                                                                Фондовая работа 

п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Работа с музейной документацией:

- оформление книги первичного учета;

- правильное оформление инвентарной книги;

в течение года

Красавцева Ин.П.

актив

 

2.

Составление справочной картотеки музея

в течение года

Красавцева Ин.П.

3.

Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы.

в течение года

актив

4.

Работы по развитию экспозиции музея:

- оформление стендов 

в течение года

Красавцева Ин.П.

5.

Пополнение коллекций музея новыми экспонатами, в том числе электронными.

в течение года

актив


Учебно-тематический план.

Раздел

 

 

 

теория

практика

всего

1. Введение.

1

0

1

2. Роль и место литературы в жизни народа  

1

0

1

3.Литературные музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде культурного наследия

2

1

3

4. Документоведение.

6

6

12

 5. Методика подготовки и проведения экскурсий.

6

6

12

6.Наше село (район, край) в художественной литературе  

6

6

12

7.Современная литературная жизнь нашего села (района, края)

6

6

12

8.Определение понятия «Фольклор». Наш край в УНТ

3

3

6

9.Навыки литературно-краеведческой деятельности  

2

2

4

10.Истории учителей в истории школы. Учительские династии

3

3

6

11.По дорогам боевой и трудовой славы.

1

1

2

12.Итоговое занятие

1

 

1

Всего

36

34

70

 

Содержание программы.

Тема Введение-1час

Вводное занятие:  набор учащихся в кружок.

 Организация работы Совета музея Организация работы экскурсоводов музея. Утверждение и корректировка плана музея на год. Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею. Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей (для учащихся начальной школы) -3 час

Тема «Роль и место литературы в жизни народа.» 1 ч.

Теория: Литература как отражение жизни народа. Понятие об истории литературы. Связь литературы с общественной жизнью, с освободительным движением, с борьбой за национальное и социальное освобождение. Роль литературы в сплочении народов.

Тема «Литературные музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде культурного наследия» - 3часа

Тема « Документоведение»- 12 час

Теория: Структура  и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного литературного музея. Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы. Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.

Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий» – 12часов.

Теория: Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практика: Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.проведение экскурсий для учащихся школы, жителей села и гостей школы.

 

Тема  «Наше село (район, край) в художественной и мемуарной литературе» -12ч..
Практические занятия. Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Работа над составлением картотеки писателей и других деятелей культуры, связанных с местным краем. Создание литературной или литературно-художественной карты родного края. Составление альбома "Наш е село (район, край) в художественной литературе".

Тема «Современная литературная жизнь нашего села (района, края) -12 часов.
Практические занятия. Литературные объединения, общества, кружки, клубы. "Литературные страницы" в местных газетах; выход в свет художественных произведений местных авторов; литературные походы и экспедиции.
Практические занятия. Составление летописи "Современная литературная жизнь нашего города (района, края)". Встречи с местными писателями. Проведение конференций по книгам местных писателей. Составление альбомов, плакатов, стендов о современных писателях.

Тема «Определение понятия «Фольклор». Наш край в УНТ»-6 час

Жанры фольклора.  Историческая песня. Определение жанра; народная оценка истории и исторических лиц в исторических песнях; главные темы и любимые герои народных исторических песен; фантастичность в передаче реальных исторических образов, художественные особенности.
Былины. Определение жанра; былина как эпическое произведение с установкой на достоверность; отражение в былинах представлений народа о сущности исторических событий и процессов; воплощение в герое былин - богатыре - лучших качеств народа; патриотический смысл подвигов богатыря; героический характер былины; художественные особенности былин: исключительность события, гиперболизация образа героя, контрастность образов (добра и зла и др.).
Народная сказка. Основная особенность жанра; роль поэтического вымысла в сказке; виды сказок: сказки о животных, волшебные сказки, богатырские, новеллистические и сатирические сказки, сказки-небылицы, докучные сказки и др.; нравственно-этическое, социально-политическое и общественно-бытовое содержание сказки.
Частушки. Особенности жанра частушки; виды частушек: лирические, злободневные и шуточные; способность частушки передавать индивидуальные особенности чувств, переживаний, характеристик, быстро откликаться на конкретную обстановку времени; общественное и политическое значение частушки как средства массовой агитации.
Пословицы и поговорки. Определение пословицы как жанра народно-поэтического творчества; различие между пословицей и поговоркой; краткость и выразительность пословиц и поговорок; меткость и точность их языка; утверждение в пословицах и поговорках любви к родной земле; разоблачение предательства, равнодушия, лени; народная мудрость пословиц и поговорок.
Загадки. Художественное своеобразие загадок; происхождение и история развития этого жанра; виды загадок: загадки - развернутые метафоры, загадки - метонимии, загадки - олицетворения; особые разновидности загадок: математические головоломки; шуточные загадки, основанные на игре слов; отражение в загадках взглядов на жизнь, насмешливо-иронического отношения к угнетателям, народного ума, наблюдательности, творческой фантазии. 
Практические занятия. Знакомство с произведениями фольклора разных жанров. Определение жанра прочитанного произведения. Запись по памяти знакомых пословиц, поговорок, загадок.
Наш край в устном народном творчестве. Исторические события, связанные с местным краем (борьба с иноземными захватчиками; антикрепостнические восстания; развитие промышленности; революция и гражданская война; коллективизация, борьба за утверждение социалистического строя; Великая Отечественная война и др.), и их отражение в устном народном творчестве. Герои этих событий в памяти народа. Природа родного края в произведениях местного фольклора (патриотическое значение образа родной земли; поэтизация природы; сочувствие природы переживаниям человека; помощь природы человеку в борьбе со злом). Отражение особенностей жизни и быта местного населения в устном народном творчестве (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык, культура). Приметы новой жизни в песнях, частушках, сказках и других произведениях местного фольклора (коммунистическое отношение к труду; раскрепощение женщины; освобождение от религиозных пут; стирание граней между городом и деревней; подъем благосостояния и культуры; дружба и равенство народов; народ и партия едины). 
Практические занятия. Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в местном крае. Знакомство с местами, воспетыми в народном эпосе, былинах, сказках, песнях, поговорках. Составление альбома "Наш край в устном народном творчестве".

 Тема «Навыки литературно-краеведческой деятельности»-4 час

Составление вопросника и запись произведений устного народного творчества со слов рассказчика; паспортизация записи; анализ собранного материала; определение жанра записанных произведений, нахождение в них краеведческих элементов; умение вести дневник, подготовить доклад на заданную тему; умение выразительно читать по памяти произведения устного народного творчества, спеть народную песню. 
Практические занятия. Тренировка в записи произведений устного народного творчества со слов руководителя или с магнитофонной ленты. Работа с книгой по фольклору. Запись произведения устного народного творчества со слов рассказчика, паспортизация записи.

Тема «Истории учителей в истории школы. Учительские династии»- 6часов.

Теория: изучение истории школы, учительских династий .

Практика: организация встреч с бывшими учителями школы,сбор информации об истории школы,обработка и оформление собранного материала.

Тема: «По дорогам боевой и трудовой славы» - 2 час.

Теория: знакомство с историями земляков – ветеранов ВОВ и ветеранов труда, их заслугами перед Родиной.

Практика: организация встреч с ветеранами войны и ветеранами труда, обработка и оформление материала данной тематики.

Тема: Итоговое занятие. Подведение итогов года

Методическое обеспечение программы.

Используемые технологии:

  • технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У. Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
  • технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
  • технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи и переписка  с жителями села Нижний Карабут, поэтами и писателями, чья Родина-наше село, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, школы, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой родного края, творчеством и жизнью поэтов-земляков бытом жителей малой родины. Проделанная работа  помогает приобрести коммуникативные умения и  навыки,даёт опыт творческой  деятельности.