Фотогалереея музея
Пояснительная записка.
Программа кружка «Исток» краеведческой и литературной направленности разработана на основе авторской программы Болотиной Л.А. «Программы для учреждений дополнительного образования детей» выпуск 4-М… ГОУ ЦРСДОД, 2002 г. Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, сбор информации о поэтах -земляках, поэтах – любителях, оформление и пополнение экспозиций о жизнедеятельности В.Будакова, Т.Миненковой, А.Матющенко, истории комсомола и пионерии, о династиях учителей, об историях земляков -ветеранах ВОВ и ветеранах труда Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. «Есть святыни, которые ни с чем невозможно ни сопоставить, ни сравнить. Это – Родина, Отечество, сыновняя верность, преданность земле, где ты родился и осмыслил себя»,- писал выдающийся русский педагог В. А. Сухомлинский.
Родина – понятие, вбирающее в себя прошлое, настоящее и будущее народа, его материальные, культурные и духовные ценности. Учитывая огромные воспитательные возможности опыта многих поколений, учителя могут извлечь из него самое существенное и целенаправленно использовать для формирования духовного облика подрастающего поколения. Неслучайно, одной из основных задач гуманитарного образования в современной школе является воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего большую и малую родину, свой народ, язык, культуру, вместе с тем уважающего культуру других народов. Учитель - словесник располагает огромными возможностями в деле воспитания бережного отношения к родному краю.
Изучение краеведческого материала способствует приближению учащихся к пониманию связи с родной землей, с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Эта работа дает возможность ввести детей в сложный и многообразный мир, ощутить им себя частичкой общества, почувствовать свои корни.
Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, об удивительных и талантливых творческих людях, увидеть значимость всего в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Данная программа является наиболее актуальной, потому что изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, а это имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в литературно - краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран литературно - краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры, книги) ведётся летопись села и школы, создан музей.
Цель: воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села Нижний Карабут средствами музейной педагогики.
Задачи:
1. Образовательные:
- овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села, поэтах-земляках.
2. Развивающие:
- развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;
- овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея и творческих работ.
3. Воспитательные:
- воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия проводятся в школьном литературном музее.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Использование экспонатов и документального материала, собранных кружковцами на уроках и во внеклассной работе.
Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 11-14 лет.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение школьного литературного музея:
- экспозиций –1;
- стеллажи – 2;
- стенды – 7;
- компьютер-1;
Место и время работы:
Занятия кружка проходят в МКОУ Нижнекрабутская ООШ в соответствии с установленным расписанием. При необходимости темы, место и время занятия переносится на более удобное время. Место проведения занятия - музей, улицы и окрестности с. Нижний Карабут
Представленные материалы кружка могут пользоваться и другими педагогами школы для проведения тематических классных часов, урока-мужества и т.д.
Формы занятий.
Ведущей формой организации занятий является индивидуальная и групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивной будет работа в подгруппах.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность».
Режим занятий.
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
2 часа | 1 раз | 2часа | 70 часов |
Прогнозируемый результат и способы определения результативности.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.
Учащиеся должны знать: историю своего края, села Нижний Карабут, своей школы.
Учащиеся должны уметь:
- работать с историческими источниками;
- уметь брать интервью;
- проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;
- оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах;
- уметь представлять свою исследовательскую работу.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных литературно - краеведческих чтениях, конкурсах, конференциях.
Социальные функции школьного музея
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к мало родине.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.
Принципы работы школьного музея
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа: Воспитательная работа:
- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки;
- уроки в музее; - встречи, читательские конференции
- экскурсии в музее; вне музея;
- самостоятельное изучение. - встречи, сборы, собрания;
- экскурсии, встречи в музее
Основные направления деятельности школьного музея:
Организационно-методическая работа
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Организация работы Совета музея | в течение года | Красавцева И.П. |
2. | Организация работы экскурсоводов музея | сентябрь-май | Красавцева И.П. |
3. | Утверждение и корректировка плана музея на год | сентябрь | Красавцева И.П. |
4 | Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею | сентябрь-октябрь | Актив |
5 | Подготовка к научно-исследовательской деятельности и разработка тем: «Учительские династии нашего села», «Директора Нижнекарабутской школы». | в течение года | Актив |
6 | Разработка плана мероприятий, посвященных освобождению села от немецко-фашистских захватчиков. | 1 сентября Январь | Красавцева И.П. Актив музея |
8 | Организация работы по дополнению экспозиций музея | сентябрь-май | Красавцева И.П.актив |
9 | Организация и планирование работы с фондами музея | сентябрь | Красавцева И.П.актив |
10 | Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей (для учащихся начальной школы) | сентябрь | Красавцева И.П.актив |
11 | Подведение итогов, награждение лучших учащихся школы, принявших активное участие в работе музея. | май | Администрация школы |
12 | Разработка и составление плана работы музея на следующий год | май | Лазуткина Т. В., актив |
Экскурсионная работа:
№ п/п | Мероприятие | Сроки выполнения | Ответственные |
1. 2 3 4 5 6 | Обзорные и тематические экскурсии по музею: «Знакомство с музеем» (для 1-2 КЛАССОВ) «История Нижнекарабутской ООШ»; «Учительские династии нашего села»; «Наши земляки-участники Великой отечественной войны» «Наши земляки-участники войны в Афганистане» | сентябрь в течение года февраль февраль | Красавцева Ин.П. актив |
Фондовая работа
№ п/п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1. | Работа с музейной документацией: - оформление книги первичного учета; - правильное оформление инвентарной книги; | в течение года | Красавцева Ин.П. актив |
2. | Составление справочной картотеки музея | в течение года | Красавцева Ин.П. |
3. | Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы. | в течение года | актив |
4. | Работы по развитию экспозиции музея: - оформление стендов | в течение года | Красавцева Ин.П. |
5. | Пополнение коллекций музея новыми экспонатами, в том числе электронными. | в течение года | актив |
Учебно-тематический план.
Раздел | ||||
теория | практика | всего | ||
1. Введение. | 1 | 0 | 1 | |
2. Роль и место литературы в жизни народа | 1 | 0 | 1 | |
3.Литературные музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде культурного наследия | 2 | 1 | 3 | |
4. Документоведение. | 6 | 6 | 12 | |
5. Методика подготовки и проведения экскурсий. | 6 | 6 | 12 | |
6.Наше село (район, край) в художественной литературе | 6 | 6 | 12 | |
7.Современная литературная жизнь нашего села (района, края) | 6 | 6 | 12 | |
8.Определение понятия «Фольклор». Наш край в УНТ | 3 | 3 | 6 | |
9.Навыки литературно-краеведческой деятельности | 2 | 2 | 4 | |
10.Истории учителей в истории школы. Учительские династии | 3 | 3 | 6 | |
11.По дорогам боевой и трудовой славы. | 1 | 1 | 2 | |
12.Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Всего | 36 | 34 | 70 |
Содержание программы.
Тема Введение-1час
Вводное занятие: набор учащихся в кружок.
Организация работы Совета музея Организация работы экскурсоводов музея. Утверждение и корректировка плана музея на год. Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею. Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей (для учащихся начальной школы) -3 час
Тема «Роль и место литературы в жизни народа.» 1 ч.
Теория: Литература как отражение жизни народа. Понятие об истории литературы. Связь литературы с общественной жизнью, с освободительным движением, с борьбой за национальное и социальное освобождение. Роль литературы в сплочении народов.
Тема «Литературные музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде культурного наследия» - 3часа
Тема « Документоведение»- 12 час
Теория: Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного литературного музея. Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы. Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.
Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий» – 12часов.
Теория: Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практика: Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.проведение экскурсий для учащихся школы, жителей села и гостей школы.
Тема «Наше село (район, край) в художественной и мемуарной литературе» -12ч..
Практические занятия. Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Работа над составлением картотеки писателей и других деятелей культуры, связанных с местным краем. Создание литературной или литературно-художественной карты родного края. Составление альбома "Наш е село (район, край) в художественной литературе".
Тема «Современная литературная жизнь нашего села (района, края) -12 часов.
Практические занятия. Литературные объединения, общества, кружки, клубы. "Литературные страницы" в местных газетах; выход в свет художественных произведений местных авторов; литературные походы и экспедиции.
Практические занятия. Составление летописи "Современная литературная жизнь нашего города (района, края)". Встречи с местными писателями. Проведение конференций по книгам местных писателей. Составление альбомов, плакатов, стендов о современных писателях.
Тема «Определение понятия «Фольклор». Наш край в УНТ»-6 час
Жанры фольклора. Историческая песня. Определение жанра; народная оценка истории и исторических лиц в исторических песнях; главные темы и любимые герои народных исторических песен; фантастичность в передаче реальных исторических образов, художественные особенности.
Былины. Определение жанра; былина как эпическое произведение с установкой на достоверность; отражение в былинах представлений народа о сущности исторических событий и процессов; воплощение в герое былин - богатыре - лучших качеств народа; патриотический смысл подвигов богатыря; героический характер былины; художественные особенности былин: исключительность события, гиперболизация образа героя, контрастность образов (добра и зла и др.).
Народная сказка. Основная особенность жанра; роль поэтического вымысла в сказке; виды сказок: сказки о животных, волшебные сказки, богатырские, новеллистические и сатирические сказки, сказки-небылицы, докучные сказки и др.; нравственно-этическое, социально-политическое и общественно-бытовое содержание сказки.
Частушки. Особенности жанра частушки; виды частушек: лирические, злободневные и шуточные; способность частушки передавать индивидуальные особенности чувств, переживаний, характеристик, быстро откликаться на конкретную обстановку времени; общественное и политическое значение частушки как средства массовой агитации.
Пословицы и поговорки. Определение пословицы как жанра народно-поэтического творчества; различие между пословицей и поговоркой; краткость и выразительность пословиц и поговорок; меткость и точность их языка; утверждение в пословицах и поговорках любви к родной земле; разоблачение предательства, равнодушия, лени; народная мудрость пословиц и поговорок.
Загадки. Художественное своеобразие загадок; происхождение и история развития этого жанра; виды загадок: загадки - развернутые метафоры, загадки - метонимии, загадки - олицетворения; особые разновидности загадок: математические головоломки; шуточные загадки, основанные на игре слов; отражение в загадках взглядов на жизнь, насмешливо-иронического отношения к угнетателям, народного ума, наблюдательности, творческой фантазии.
Практические занятия. Знакомство с произведениями фольклора разных жанров. Определение жанра прочитанного произведения. Запись по памяти знакомых пословиц, поговорок, загадок.
Наш край в устном народном творчестве. Исторические события, связанные с местным краем (борьба с иноземными захватчиками; антикрепостнические восстания; развитие промышленности; революция и гражданская война; коллективизация, борьба за утверждение социалистического строя; Великая Отечественная война и др.), и их отражение в устном народном творчестве. Герои этих событий в памяти народа. Природа родного края в произведениях местного фольклора (патриотическое значение образа родной земли; поэтизация природы; сочувствие природы переживаниям человека; помощь природы человеку в борьбе со злом). Отражение особенностей жизни и быта местного населения в устном народном творчестве (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык, культура). Приметы новой жизни в песнях, частушках, сказках и других произведениях местного фольклора (коммунистическое отношение к труду; раскрепощение женщины; освобождение от религиозных пут; стирание граней между городом и деревней; подъем благосостояния и культуры; дружба и равенство народов; народ и партия едины).
Практические занятия. Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в местном крае. Знакомство с местами, воспетыми в народном эпосе, былинах, сказках, песнях, поговорках. Составление альбома "Наш край в устном народном творчестве".
Тема «Навыки литературно-краеведческой деятельности»-4 час
Составление вопросника и запись произведений устного народного творчества со слов рассказчика; паспортизация записи; анализ собранного материала; определение жанра записанных произведений, нахождение в них краеведческих элементов; умение вести дневник, подготовить доклад на заданную тему; умение выразительно читать по памяти произведения устного народного творчества, спеть народную песню.
Практические занятия. Тренировка в записи произведений устного народного творчества со слов руководителя или с магнитофонной ленты. Работа с книгой по фольклору. Запись произведения устного народного творчества со слов рассказчика, паспортизация записи.
Тема «Истории учителей в истории школы. Учительские династии»- 6часов.
Теория: изучение истории школы, учительских династий .
Практика: организация встреч с бывшими учителями школы,сбор информации об истории школы,обработка и оформление собранного материала.
Тема: «По дорогам боевой и трудовой славы» - 2 час.
Теория: знакомство с историями земляков – ветеранов ВОВ и ветеранов труда, их заслугами перед Родиной.
Практика: организация встреч с ветеранами войны и ветеранами труда, обработка и оформление материала данной тематики.
Тема: Итоговое занятие. Подведение итогов года
Методическое обеспечение программы.
Используемые технологии:
- технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У. Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
- технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
- технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).
Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи и переписка с жителями села Нижний Карабут, поэтами и писателями, чья Родина-наше село, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, школы, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой родного края, творчеством и жизнью поэтов-земляков бытом жителей малой родины. Проделанная работа помогает приобрести коммуникативные умения и навыки,даёт опыт творческой деятельности.